Если в человеке природой заложено творческое начало, то рано или поздно появится желание его проявить. По статистике музыка является самым востребованным видом искусства, именно в ней многие ищут способ самовыражения.
Песня – синтез музыки и поэзии – больше всего привлекает людей, оказывает наиболее сильное эмоциональное воздействие. Благодаря этому желание спеть ту или иную песню под собственный аккомпанемент у многих порождает стремление научиться играть на музыкальном инструменте. Бесспорным лидером по популярности среди музыкальных инструментов является гитара. Без ее участия трудно представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы. Она нашла себя в бардовской песне, и кто знает, в каких еще музыкальных жанрах этот замечательный инструмент проявит себя.
Так возникла идея создания музыкальной студии, где лидирующими инструментами в обучении являются гитара и голос, а песня – той музыкально-поэтической формой, которая наиболее востребована у большинства людей.
В процессе накопления знаний и умений у воспитанников студии возникает необходимость в зрительской аудитории (всегда хочется узнать мнение и простого слушателя, и музыканта-профессионала). И, проходя обучение от индивидуальных занятий к работе в ансамбле, дети поначалу сами становятся друг для друга и зрителями, и музыкантами, и певцами одновременно. Происходит это на внутристудийных творческих мероприятиях – открытых уроках, концертах для родителей, посвящении в студийцы и пр.. С этих дебютов и начинается дальнейший творческий путь воспитанников студии – концертные выступления, участие в музыкальных конкурсах и фестивалях, записи своих альбомов. (см. видео и фото).
В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Благодаря терпению и труду в обучении у воспитанников растет не только уровень исполнительского мастерства, но и формируются морально-нравственные качества. Так же этому способствует и участие в коллективном творчестве. А через внимательно подобранный педагогами репертуар (тексты песен) происходит более глубокое восприятие и осмысление общечеловеческих ценностей.
“Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.” Аристотель (высказывания великих людей о музыке).
“Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господства себялюбия и расчета количество материальных благ растет быстрее, чем способность освоить их согласно закону души”. Перси Биш Шелли (высказывания великих людей о поэзии).
Данная программа предполагает индивидуальную работу с каждым воспитанником. Это обусловлено индивидуальными особенностями и способностями обучающегося, его предварительным уровнем подготовки и интенсивностью прохождения курса.
Воспитанник занимается 1 – 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Из общего количества обучающихся формируется группа из наиболее успевающих воспитанников – “Ансамбль”.
Групповые занятия (ансамбль 6 – 8 человек) проводятся 1 – 2 раза в неделю по 90 мин, в период подготовки к концертам – 3 раза в неделю. Кроме того, что данный метод позволяет осуществить дифференцированный подход при формировании отдельного коллектива в коллективе, создание такого ансамбля позволяет отчасти решать и воспитательные задачи, поскольку уровень его участников – пример для подражания.
Курс обучения состоит из 4-х этапов (уровней) – подготовительный, начальный, основной и углублённый. На каждом из них воспитанник получает определённый объем знаний и умений, имеющий логическое завершение в образовательном процессе, и по мере прохождения очередного этапа процесс обучения может быть завершён по желанию и воспитанника и педагога.
Углубленный этап не имеет конечной границы в развитии способностей, умений и навыков, получении знаний. Работа на этом этапе осуществляется с наиболее подготовленными учениками, и концертный репертуар формируется с целью совершенствования ранее приобретенных навыков.
Наивысшим результатом в обучении воспитанников является создание ими авторских произведений, собственных аранжировок произведений других авторов и виртуозное исполнение вокальных и музыкальных партий в ансамбле и сольно.
При успешном прохождении всех этапов обучения воспитанник получает свидетельство Государственного образца.
Инновационными моментами в образовательном процессе являются:
Возможно введение системы дублерства (каждого участника ансамбля может заменить дублер из другого состава ансамбля).
Так же возможно и участие педагогов в составе ансамбля в отдельных случаях. Практика работы показывает, что такое сотворчество не только повышает качественный уровень исполнения более сложных музыкальных произведений, но и является стимулом к дальнейшему совершенствованию.
В связи с этим педагог оставляет за собой право почасовой корректировки занятий, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения часов по изучению тем, заявленных в тематическом планировании с целью успешной реализации программы, без ущерба для общего объема знаний, умений и навыков, а так же объединения нескольких воспитанников в одну группу при необходимости и по указанным выше причинам.
Набор в студию осуществляется на основе конкурса-собеседования. Основными критериями приема являются:
После успешного прохождения воспитанником курса обучения и при достижении высоких результатов, он является выпускником студии (с получением свидетельства Государственного образца) и, по желанию, может продолжить своё участие в деятельности коллектива в качестве музыканта, певца, аранжировщика, педагога…
Подготовительный:
Начальный:
Основной:
Углубленный:
На подготовительном и начальном модулях используется музыкальный материал, который изучается в обязательном порядке, так как он подобран по принципу «от простого к сложному», и включает в себя тот объем знаний и умений, который необходим для осуществления дальнейшего учебного процесса. При прохождении основного и углубленного этапов репертуар коллектива формируется на основе анализа возможностей и творческого потенциала воспитанников, а также с учетом их потребностей и возрастных особенностей.
При реализации программы и организации образовательного процесса педагоги используют различные формы и виды занятий: типовые занятия, открытые и контрольные занятия, беседы и прослушивания музыкальных произведений в исполнении известных авторов, исполнителей, коллективов, др.
Также имеет место и концертная деятельность от внутриучрежденческого до международного уровней, участие и посещение различных мероприятий, опосредованно решением задач воспитания и развития подрастающего поколения.
Педагоги в организации своей деятельности на занятиях используют различные приемы: игры, инструментальные и вокальные упражнения, беседы, анализ текста музыкального произведения, исполнение педагогом инструментальных и вокальных партий, и др.
Педагоги организуют процесс проведения занятия в следующей последовательности:
Программа имеет свои особенности. На протяжении всего обучения теория музыки изучается циклическим способом, т.е. происходит возвращение к одним и тем же темам, но с более углубленным изучением. На подготовительном модуле дается только минимум базовых знаний, необходимых для формирования основ. Например, тема «Интервалы» дается только в объеме: тон, полутон, октава.
Музыкальная практика предполагает, как правило, групповые занятия по теории музыки. Но, так как данная программа предусматривает индивидуальную работу с обучающимися, то теоретический материал изучается в комплексе с практической работой при использовании инструмента. Это позволяет воспитаннику быстрее получить результат своей деятельности, и в то же время стимулирует его к дальнейшему изучению теории музыки. Так, например, тема «Построение аккордов» предусматривает их стандартное аппликатурное решение на грифе гитары и исполнение с общепринятой линией баса. Главной целью таких занятий становится познание не только в области теории музыки, но и, одновременно, исполнение музыкальных произведений.
Кроме проведения индивидуальных и групповых занятий в учебных классах существует систематическое проведение репетиций на сцене концертного зала (минимум один раз в месяц).
Вводная часть:
Теория:
Игра на инструменте:
По завершении подготовительного этапа обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
На этом и последующих этапах обучения к программе прилагаются ноты и табулатуры изучаемых произведений. Для освоения данного репертуара его изучение желательно проводить именно в той последовательности, в которой он предложен. Возможно использование дополнительного или другого аналогичного по степени сложности репертуара.
Теория:
Игра на инструменте:
1) инструментальные пьесы
2) песни
Пение.
Соединение вокальной партии и аккомпанемента.
По окончании начального этапа обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Теория.
Игра на инструменте.
1) Инструментальные пьесы (совершенствование техники игры с использованием приемов изученных ранее и изучением новых);
2) песни:
Пение:
Ансамбль:
Обучающиеся должны уметь:
Предполагает совершенствование ранее полученных навыков и работу над нюансами в исполнении (соло, ансамбль), самостоятельное создание аранжировок музыкальных произведений в различных стилях, а так же собственное сочинение песен и инструментальных композиций.
Приходите к нам – научим!