Геологоразведчиков, д. 6А, каб. 405, 407
+7-922-480-9629

Живой звук из детских рук

«Скрипка и немножко нервно»

(Очередной десант курганских «интерваловцев» скоро высадится на новой территории знаменитого Грушинского фестиваля. Газета “Курган и курганцы”, №69 (2515) 23 июня 2007г.,.Галина Бухарина)

Первоначально мне хотелось лишь познакомить читателей с юными артистами, обещающими стать открытием Грушинки-2007, продолжив эстафету славных побед наших земляков на знаменитых Мастрюковских озерах близ Самары. Но я услышала от бессменного руководителя «Интервала» Александра Курапова столько любопытных подробностей, что материал существенно расширился и принял несколько иные очертания, содержание и вид.

Приют трудов и вдохновений.

Итак, прежде чем обрести статус студии, наши любители гитары и авторской песни прошли длинный путь проб и ошибок, формирования репертуара и материальной базы, поисков стиля и прочных стен. За всем этим просматривается стоическая позиция Курапова, и сегодня удивляющего коллег, друзей, учеников своим упорством и бескомпромиссностью. Казалось, судьба уготовила мальчишке с Иковки совсем другую участь. «Сидеть или охранять», – Александр улыбается, хотя не шутит. Причиной тому специфическая атмосфера родного поселка, отражающаяся естественным образом на психологии местного населения.

На «правильную» дорогу парня вывела не кривая, а музыка, точнее, беззаветная к ней любовь. Отслужив в армии, Александр недолго заведовал здешним клубом, но, не найдя пищи для души и ума, отправился в Курган. Училище культуры, милая сердцу гитара, «огни большого города»… Тут его и подхватили волны бурного бардовского океана, а уж терпения и трудолюбия ему было тогда не занимать. Впрочем, как и сейчас. Окружение знает.

Кропотливость в работе, до самозабвения, без счета минут и часов, требовательность к себе и другим по части качества исполнения даже самых простых, незатейливых мелодий и упомянутое уже упорство (граничащее с упрямством) в достижении задуманного снискали Курапову в кругах серьезных музыкантов и слушателей репутацию человека дела и цели. Плюс личное обаяние, плюс терпение, плюс корректность…

Конечно, на первых порах раскрутки брэнда студии речь не шла ни об особом комфорте, ни о солидных помощниках из числа спонсоров и власть предержащих. Ребята довольствовались малым, вкалывали день-деньской, с готовностью откликались на любые (платные и бесплатные) приглашения выступить. Однако, зачастую жертвуя денежной стороной, моральными принципами Александр поступаться не собирался. Отношения в студии складывались на началах коллективизма, взаимовыручки, дисциплины. Индивидуализм поощрялся только в сфере творчества, попытки интриговать, дружить против кого-то пресекались на корню. Вместе концертировали, вместе ходили в походы, кашеварили, чаевничали, справляли именины, крестины, свадьбы. Места дислокации коллектива менялись по мере смены общественных формаций и разных социальных реформ, по мере роста численности и планов студии. Курапов благодарен управлению архитектуры и градостроительства, приютившего их в трудные времена становления; городскому Дому культуры; канувшему в Лету ДК строителей; Дворцу творчества юных, откуда они выезжали на областные фестивали, Ильменку, Грушинку, покоряли многотысячные аудитории, получали звания лауреатов.

Пять лет назад «Интервал» перебазировался в гостеприимный Курганский институт железнодорожного транспорта. Точнее, администрация КИЖТ (тогда железнодорожного техникума) предложила Александру и Наталье Кураповым должности музыкального и художественного руководителей. В распоряжении семейного тандема, организаторов студенческого досуга, перешел практически весь четвертый этаж великолепного современного здания: зал, сцена, комнаты для занятий и размещения аппаратуры. Параллельно с основной деятельностью Курапов продолжает «муштровать» студийцев – жаль, среди них нет будущих железнодорожников. Бардовской классике они, увы, предпочитают поп-шлягеры под караоке. «Пусть поют, если нравится», – машет рукой Александр, толерантный к чужим вкусам и мнениям.

Как здорово, что все мы здесь…

Принцип коллективизма, лежащий в основании «интерваловской» конституции, не мешает студийцам реализовывать собственные мечты и следовать собственными маршрутами. Наоборот. Жесткий режим, которому ребята вынуждены подчиняться (иначе легко растренироваться и потерять контроль над ситуацией), заставляет их всегда находиться в форме, быстро соображать и принимать решения. Постоянная ротация кадров в команде связана исключительно с поступлениями в иногородние заведения, уходами в армию, отъездами за рубеж. Вот и нынче: Сергей Макеев – служит; Дима Лукьянчиков – на заработках в Америке; Алексей Гарифуллин – без пяти минут американский гражданин; Максим Кислицин – в Москве; Константин Ермихин – в Петербурге; Анна Максимова – в Германии. Пакуют чемоданы абитуриентки Надежда Папина и Алена Миропольская. Курапову как педагогу и худруку жаль, конечно, расставаться с питомцами, овладевшими всеми премудростями жанра, но он не предъявляет к ним претензий, понимает и приветствует желание молодежи состояться в жизни.
Все равно, прошедшие школу «Интервала» остаются верны идеалам юности и при каждом удобном случае навещают старых друзей, с которыми съедены не один пуд соли и не одна тарелка сваренной на костре каши. В этом году, едва был брошен клич о праздновании 15-летия студии, слетелось столько народу, что автобусу, доставлявшему юбиляров к юбилейным кострам, на лоно природы, пришлось сделать пару рейсов.
И, естественно, к царившему на юбилее юмору примешивалось горьковато-сладкое чувство ностальгии…
Отдых отдыхом, а ближайшая цель именинников, не позволяющая им расслабиться и почивать на лаврах, опять определяется коротким, емким словом «Грушинка». Пусть все заветные награды давно завоеваны, пусть о курганцах, что ни год, представляющих судьям и болельщикам свежие команды, осведомлены и Сибирь, и Поволжье, и Дальний Восток, и Москва, но поток талантов не иссякает; юные дарования нуждаются в крыльях и регалиях не меньше, чем поколение мэтров.
Нынче в сражение за звание лауреатов вступили подростки, а они тоже проявляют недюжинные бойцовские качества.

Смотрите, кто пришел!
Наконец, знакомьтесь. Братья Тютины, учащиеся 27-й гимназии, третий год впитывают бардовскую науку и традиции «Интервала». Зоркий взгляд Александра Курапова выцепил обычных с виду пацанов из потока сверстников. У будущих солистов студии никаких сверхспособностей не наблюдалось, разве что музыкальная память, эмоциональность, подвижность и явная заинтересованность в процессе. Этого хватило, чтобы взяться за них всерьез и привести в действие скрытый до поры потенциал. Теперь Владислав и Никита ответствуют за бас- и соло-гитары. Успешно перенимают опыт признанных асов.
Руслан Берхеев (35-я школа), по словам Курапова, является фронтменом, то есть наиболее заметной фигурой в ансамбле. Еще бы! Ведь он задает ритм! Школьницы Юлия Кузеванова и Ольга Останина, обученные азам фортепианной игры в музыкальной школе, а вокалу – в хоровой студии ДД(Ю)Т, обе прибыли из 57-й гимназии.
Изюминкой новой группы стали малышки Соня Мезенцева (флейта) и Лида Курапова (скрипка) – по фамилиям нетрудно догадаться, что они достойные продолжатели дела родителей.
Выстрел в яблочко.
Грушинский фестиваль для музыкантов, приверженцев данного жанра, сродни чемпионатам мира для спортсменов. Готовясь к нему заранее, конкурсанты сопрягают творческие порывы с определенным холодным расчетом. Учитывается множество факторов, веяний, тенденций. Вырастить новых артистов архиважно, но необходимо также отыскать репертуар, выстреливающий точно в десятку.
Старая, порядком подзабытая вещь, свежо интерпретированная, может заблестеть ярче модной, растиражированной. Что-то должно как следует отлежаться и совпасть с имиджем дозревших исполнителей. Желательно продумать номер от и до, соблюсти законы драматургии, не сфальшивить ни в единой интонации, оправдать любой сюжетный поворот, любой прием. Сложный музыкальный замысел сам по себе еще не гарантия успеха. Успех обеспечивает сочетание замысла и технического исполнения. Критерии очень высоки.
Новый детский коллектив из Кургана везет на суд корифеев тщательно отобранные и срежиссированные произведения: трогательного «Скрипача» московского автора Михаила Кочеткова, озорную «Зелененькую пуговку» и песенку «Про сентиментального боксера» Владимира Высоцкого. Курапов убежден: наша команда не останется незамеченной. Чего стоят хотя бы мощный инструментальный состав и оригинальные аранжировки!
Волнения и решимость конкурсантов подогреваются тем обстоятельством, что нынешний праздник «поэтов с гитарами» состоится в условиях весьма непростых, «приближенных к боевым». Раскол, произошедший в высших эшелонах Грушинки, больно ударил по рядовым участникам. Одни собираются выступать на перекупленных коммерсантами, то есть и сменивших хозяев Мастрюковских озерах, другие («Интервал» в том числе), преданные людям, а не месту, едут на Федоровские луга. Расстояние между двумя оппозиционными лагерями всего 10 километров. Шуму (и стыда) – на весь мир. Но эта история, согласитесь, требует отдельного разговора, отдельных комментариев и отдельных выводов…