7 советов родителям

7 советов родителямсоветов родителям

(статья написана на основе реальных событий, взятых из жизни музыкальной студии «Интервал»).

Каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка было счастливое будущее. Понимая, что это во многом зависит от того, каким будет детство, он создает всевозможные условия для его «созревания» – материальные блага, семейное воспитание, досуг… Одним из таких условий является забота о его образовании. Наиболее активная фаза этой заботы наступает, когда ребенок учится в начальной школе. Помимо обязательной школьной программы его отдают на обучение в студии, кружки, секции… Мотив понятный и правильный. Ребенок должен не только учиться считать, писать, читать, но и развиваться физически, эстетически, духовно, интеллектуально… Но всегда ли эти благие намеренья приводят к хорошему результату? Уважаемый родитель, давайте будем рассуждать и обозначим некоторые Ваши ошибки в стремлении дать ребенку дополнительное образование – например, в обучении игре на гитаре.

«Я с детства мечтал(а) научиться играть на гитаре, но…».

Такие слова я слышу от многих родителей при первой нашей встрече. Вы пытаетесь осуществить свои несбывшиеся мечты через сына или дочку. Собственно, в этом нет ничего плохого, только сначала присмотритесь – а надо ли это вашему ребенку? Сходите с ним на концерты гитаристов. Лучше такие, где играют и поют не только взрослые, но и дети. Исполнение и репертуар сверстников будут ему ближе и понятнее. Но, все же, чтобы до конца выяснить, интересно ли ему это занятие, нужно попробовать позаниматься. Может быть, открывая для себя мир музыки, он проявит личный интерес к этому виду искусства и роли гитары в нем, и тогда Ваша мечта станет и его мечтой тоже. Ну, а если нет – ничего страшного, надо поискать что-то другое.

«На День рождения подарили гитару, и пришли научиться!».

Не стоит покупать инструмент прежде, чем ребенок начал обучение. Для начала педагог должен провести с воспитанником несколько уроков, на которых будут выявлены его музыкальные способности, создана мотивация к занятиям музыкой, даны первоначальные знания нотной грамоты. После этой проделанной работы ребенок возьмет в руки гитару осмысленно. Гитара – всего лишь инструмент, посредством которого создается музыка. К тому же, музыка очень многогранна и выбор гитары зависит от того, что будет изучаться – для исполнения классических инструментальных пьес нужна «классика», для эстрадных песен больше подходит «вестерн». В общем, будет лучше, если педагог сам подберет гитару Вашему ребенку, учитывая и ряд других нюансов – его возраст, качество инструмента – и отстроит ее, как надо.

«Мы здесь живем неподалеку».

На сегодняшний день у Вас большой выбор – в какую музыкальную студию, или к какому частному репетитору отдать своего ребенка. Вы, как родитель, обращаете внимание на несколько аспектов выбора. Первое – «Мы здесь живем неподалеку» Выбирая кружок, студию для занятий своего ребенка и, следовательно, педагога, не следует ориентироваться только на место жительства. Близкое «географическое расположение» не гарантирует близость интересов, музыкальных вкусов и ожидаемых результатов. Каждый педагог ставит перед собой разные цели, по-разному подходит к процессу обучения. Отсюда и второй аспект: соответствие цены и качества обучения. Давайте рассмотрим ситуацию – «педагог» – продавец услуг, «Вы» – клиент. В интернете Вы занимаетесь поиском информации о нужных Вам образовательных услугах. Просматривая эффектные сайты с фотографиями детей с гитарами, с уверениями в быстром достижении желаемого результата и лестными отзывами учеников о своих педагогах, Вы восторгаетесь увиденным и покупаетесь на эту «красивую обложку». А где видео учеников? Где их награды за участия в конкурсах? В общем, все то, что в действительности может подтвердить качество предлагаемого «товара». К слову сказать: в нашем образовательном учреждении (Дворец творчества и спорта «Пионер») ведется работа по многоуровневым образовательным программам и при переходе воспитанника на следующий уровень развития снижается цена за обучение. Есть дети, которые занимаются вообще бесплатно, они внесены в региональную базу данных талантливых детей и молодежи Тюменской области, т. к. являются лауреатами Всероссийских и Международных музыкальных конкурсов.

Если педагог уже имеет результаты своей деятельности – ознакомьтесь с ними. Наверняка их без труда можно найти в интернете, ведь всегда хочется поделиться своим опытом и достижениями воспитанников. Внимательно почитайте его образовательную программу, его статьи, вместе с ребенком посмотрите видео с концертов и выступлений его воспитанников (именно воспитанников, а не его самого!). Оцените их победы в музыкальных конкурсах. Тогда Вы будете иметь представление о том, что предлагает педагог и какой он профессионал. Это поможет Вам понять, какие требования будут предъявлять ребенку, чем предстоит ему заниматься в процессе обучения и какого результата Вы вправе ожидать. Но не только этим нужно руководствоваться. Каждый человек отдает большее предпочтение какому-то музыкальному жанру, стилю, направлению. Пообщайтесь с педагогом лично! Ведь как говорится – «С кем поведешься от того и наберешься». Однажды ко мне пришла родительница – «записать своего сына в вашу студию». Последовал набор стандартных вопросов и ответов – стоимость обучения, как строится учебный процесс…, но потом, как-то незаметно разговор перешел в разряд, что называется «по душам» и продлился более часа. В конце беседы она извинилась «за то, что отняла у меня время» и сказала: «Я просто хотела узнать, что Вы за человек. Сейчас я знаю, к кому отдаю своего ребенка на воспитание». С тех пор я стал называть своих подопечных не учениками, а воспитанниками. На занятиях приходится решать не только задачи по обучению музыке, но и задачи воспитания. Даже обсуждать личные проблемы ребенка и сообща находить их решение, в том числе и в ваших с ним взаимоотношениях.

«Я хочу, чтобы мой ребенок научился играть для себя».

«Для себя» – как это? Если перефразировать, то получится – разучить песни и пьесы и играть их самому себе перед зеркалом? В выражение «для себя» Вы, видимо, вкладываете смысл – «не для широкой аудитории». Конечно, не обязательно играть и петь именно со сцены, но даже близким людям – семье, друзьям – хочется показать, исполнить то, что тебе интересно, что тебя волнует, радует и восхищает, выразить свои эмоции и найти отклик в чьей-то душе. С ростом количества и качества исполняемого репертуара возрастает и стремление расширить зрительскую аудиторию, найти «братьев по разуму» – друзей с такими же музыкальными вкусами и интересами. Именно так – из компании единомышленников, жаждущих поделиться друг с другом своими идеями, и рождаются творческие проекты и коллективы. Именно так возник и наш коллектив: музыкальная студия «Интервал», где у воспитанников есть возможность не только научиться петь и играть, но и в дальнейшем реализовать свой творческий потенциал через концертную деятельность. А иначе, какой тогда смысл в учебе?.. На мой взгляд, человек в принципе должен учиться и работать не для себя. Если он будет не интересен, не полезен, не нужен, тогда и сама его жизнь потеряет смысл.

Другая крайность – стать звездой.

Не спорю, приятно смотреть на своего ребенка, когда он на сцене в лучах прожекторов купается в море оваций. И вообще, это нормально – стремиться быть в центре внимания. Очень многие дети (особенно девочки!) приходят учиться играть на гитаре, чтобы привлечь к себе внимание, «стать звездой». Им кажется, что стоит взять в руки инструмент – и он зазвучит сам собой, что стоит только записаться в ансамбль – и дело сделано, из тебя вмиг сотворят «звезду». В этом заблуждении часто и Ваша «заслуга», дорогие родители! Гитара – самый популярный инструмент и мода на нее с годами не проходит. Только привлечение к себе внимания внешними атрибутами не должно быть целью. Лучше «наполнить себя» хорошим репертуаром, стремиться к совершенству в его исполнении. И даже если в этом есть успехи, то все же – не человек приходит к славе, а слава к нему. Нужно просто много работать и очень любить свое дело. В большинстве случаев, именно от того, какую установку даете Вы своему ребенку, зависит и результат в обучении. Как правило, дети, у которых преобладает желание «блистать со сцены» занимаются хуже, чем их сверстники, об этом не думающие вовсе, а просто серьезно настроенные на учебу и выполняющие все задания педагога. Поэтому Вам необходимо переосмыслить то, зачем и для чего ребенок учится. Быть или казаться – «вот в чем вопрос!».

О родительском участии в музыкальной жизни ребенка.

Иногда происходит так – ребенок в очередной раз на занятие приходит неподготовленный – «Мы в выходные были на даче», «Уроков много задают» и т.п. Музыка это не только искусство, но и сложная наука, а гитара далеко не проста в музицировании (по статистике уступает лишь скрипке). Вы, не всегда понимая это, думаете, что обучение игре на гитаре и пению – праздное занятие, некая форма досуга. В общем, стоит призадуматься и понять, откуда появился этот стереотип. Великий испанский гитарист Андрес Сеговия сказал: «Гитара – самый легкий в мире инструмент для того, чтобы играть плохо». Наверное, гитара потому и стала такой популярной, что может использоваться в любых условиях. Удобный, легкий и мобильный инструмент, с ее помощью можно без труда музицировать во дворе, в подъезде, в походе, в электричке… А вот пианино во двор не вынесешь, да и баян в походе будет тяжеловат. Видимо, ввиду этой доступности гитара у многих людей ассоциируется с незатейливой в исполнении «дворовой» песней, где достаточно знать, как ставятся аккорды Am, Dm, E и еще парочка. А пианино – с классической пьесой, исполняемой по нотам в музыкальной школе. Вспомните и свое участие в уличной веселой компании в юные годы, когда под гитарный аккомпанемент «на трех блатных аккордах» Вы тоже пели популярные тогда песни. Теперь от «улицы» перейдем к системе нашего школьного образования. Предлагаю сравнить Ваши отношения в детстве к урокам музыки и математики. Вспомнили!? Наверняка музыка не была в приоритете ни у Вас, ни у одноклассников, и даже ни у учителей.

Есть одно высказывание: «Музыка – бессознательное упражнение души в арифметике». Да, как в арифметике, в музыке нужно считать. Только не каждому эти «упражнения» под силу. Для решения «музыкальных задачек» необходимо иметь определенные способности – чувство ритма, музыкальные слух и память и развивать их. Теперь о знаниях и об исполнительских навыках. Даже в освоении бесхитростного, но грамотного аккомпанемента требуется не «дворовый» подход, а системное изучение теории музыки и овладение техникой игры на инструменте. Так вот – все это воспитанник должен постичь сам во время домашних занятий. «Для чего же тогда педагог?»- скажете Вы. По большому счету, педагог на занятии рассказывает и показывает – дает нужную информацию, объясняет, как ее лучше усвоить. Дома же ребенок должен заниматься каждый день и не менее одного часа. На очередном занятии педагог проверяет, как воспитанник усвоил данный им ранее материал, при необходимости делает замечания и строит дальнейшую работу по системе «от простого к сложному». Для воспитанника младшего школьного возраста на первых порах может понадобиться и Ваше личное участие в выполнении домашних заданий. А для того, чтобы знать, как и что ребенок должен делать дома, приветствуется Ваше присутствие на уроках. Если такой возможности нет, то обязательно поддерживайте контакт с педагогом, он даст Вам необходимые консультации, проинформирует об успеваемости, познакомит со своими тактическими и стратегическими планами в воспитательном и учебном процессе и многое другое. Вы – главный авторитет в жизни своего ребенка и всегда должны быть в курсе его успехов или проблем, его интересов. и если Ваше отношение к музыке в целом, и к его обучению в частности, будет не поверхностным, то схема – «педагог задает, ученик выполняет» будет работать. Повторюсь, Ваше участие в учебном процессе необходимо только на первых порах, а когда домашняя работа будет в системе, тогда уже можно, и нужно, оставаться просто самым первым и самым благодарным зрителем.

Зачем тогда все это (((

Зачастую происходит так – первые выступления, на которых воспитанники исполняют еще, так называемый, учебный репертуар, окружены более пристальным родительским вниманием, в сравнении с последующими годами его работы в студии. А ведь с возрастом ребенка меняется и его репертуар. Он становится ценнее не только в плане исполнительского мастерства, но и в музыкальном и поэтическом содержании, если говорить о песнях. Постепенно на смену незатейливым детским песенкам приходят «взрослые», серьезные вещи, изучение и исполнение которых в подростковом возрасте становятся актуальным и интересным. И – по-прежнему – Ваше участие в творческой жизни ребенка очень важно для взаимопонимания и взаимоуважения. Посудите сами: то, чего вы хотели, чему так радовались, к чему стремились в начале обучения, осуществилось – ребенок играет и поет, участвует в концертах и фестивалях. Почему же Вы теряете к этому интерес? Для Вас его успехи стали обыденным делом? А для ребенка, наоборот, занимают все бОльшее место в его жизни.

А иногда Вы поступаете еще «интереснее». Вы начинаете шантажировать своего ребенка. Да-да, по-другому Ваши действия не назовешь! «Если у тебя не будет в четверти 5 по химии, на гитару ты ходить не будешь», «Ты не пойдешь сегодня на репетицию, потому что у тебя в комнате не прибрано»….Ну, или какие Вы придумаете еще варианты? Да, наши дети не идеальны: они не всегда выполняют наши родительские требования, могут грубить и обманывать, они получают «двойки» в школе. Но есть вещи, которые НЕЛЬЗЯ делать ни при каких обстоятельствах! Не стоит лишать ребенка ПОЛЕЗНОГО занятия (а ведь ни у кого не вызывает сомнений то, что занятия музыкой полезны?) – это важно для его развития. А уж если говорить о воспитательном аспекте проблемы… Приходя в коллектив (в данном случае музыкальный), ребенок становится частью команды. Команды, в которой важен каждый участник. «Один за всех и все за одного» – если хотите. Вводя подобные «санкции», Вы вынуждаете ребенка подводить своих товарищей, педагогов, зрителей… И – самое страшное – Ваш ребенок это понимает! Но Вы – РОДИТЕЛИ, а он – Ваш ПОСЛУШНЫЙ РЕБЕНОК. И он вынужден по Вашему распоряжению подводить товарищей, педагогов, зрителей… Если ситуация складывается так, что Вам необходимо применить «радикальные меры» – найдите, пожалуйста, другие способы. Пусть Ваш ребенок гармонично развивается, учится работать в коллективе, общаться с единомышленниками: детьми и взрослыми. А Вы, поддерживая его и помогая ему, будете для него самым верным другом и самым главным зрителем.

С уважением Наталья Валентиновна и Александр Викторович Кураповы.